travelnad (travelnad) wrote,
travelnad

Хождение трех байкеров за три моря... или привет, Гималаи 2003-го! )) Часть 6-я. Ле (Лех) - столица Ладакха

Дата написания этой истории: 2003г., ноябрь
Дата корректировки и опубликования на страницах данного ЖЖ: 2014, 3 января
Заявленная дата, то есть установленная в ЖЖ, привязана к событиям тех дней и к Дню Рождения Кости Овсянко: 02 ноября 2003
История основана на подлинных событиях, имевших место быть в Индийских Гималаях, в сентябре 2003г.
Имена персонажей - не вымышленные, велосипеды у нас тоже были настоящие.
Фотографии взяты из архива автора ЖЖ (возможно с некоторыми вкраплениями фото от остальных участников путешествия).

Начало истории и предисловие к оным событиям здесь.
Предыдущие части истории -
2-я часть, 3-я часть, 4-я часть
, 5-я часть.
Для тех, кто желает узнать что было дальше, приятного чтения шестой части сериала ))

ХОЖДЕНИЕ ТРОИХ БАЙКЕРОВ ЗА ТРИ МОРЯ. ЧАСТЬ шестая. Ле(х) - СТолица Ладакха
Отчет Лавреженковой Юли о велопутешествии по Северным Индийским Гималаям
с дополнениями, пояснениями и исправлениями travelnad (выделенными вот таким шрифтом)

15.09.03 г. в 20.00 часов мы прибыли в Ле.
Ле – этот настоящая Мекка
для разношерстных туристов, искателей приключений - бэкпекеров, автостопщиков, волонтеров, альпинистов, скалалазов, этнографов. Мы подсчитали, что в один день мы разговаривали с туристами из 7 стран – Германии, Франции, Дании, Австралии, Польши, Израиля, Швейцарии. Ле находится на высоте 3300м, и горы вокруг уже не покрыты зеленью, а просто голые скалы.

Николай Рерих писал о Ле: "Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета." И вот мы в Ле!.. Не сразу, но находим гестхауз. Недорогая и уютная комната. Милые хозяева, буддисты. Рядом с домом все благоухает: цветы, деревья, растут овощи. У них во дворе висит молитвенный флаг с мантрами. Старенький дедушка целыми днями сидит на лавочке и, крутя мантровое колесо, приговаривает мантры, среди которых распознаю самую известную (других и не знаю): "Ом мане падме хум". Это обращение к Богу, переводимое с санскрита примерно как "О, сокровище в лотосе ".

Вообще мантровые колеса широко распространенны в Тибете с глубокой древности. Они представляют из себя цилиндр, вращающийся на оси. Размеры такого цилиндра могут варьировать от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легкими покачиванием кисти (как наш дедушка). Колеса побольше расположены возле храмов, просто на перекрестках, площадях, улицах Ле. Пусть не смущает читателя несколько вольная трактовка названий населенных пунктов на нашем маршруте. Дело в том, что в разных источниках, тот же Ле значится иногда как Ле, а иногда как Лех, а Нагар иногда называется Наггаром, Базго иногда называется Баско, и т.д.

Лех находится в долине реки Инд и окружен высокими горами, многие из которых выше 6000м. Туристы приезжают сюда, чтобы заняться трекингом – походом в горы на высоту более 6000м. Для этого даже не надо специального альпинистского снаряжения (веревок, кошек, крюков) и специальной подготовки. Просто нанимаешь гида, и он несет все твои вещи и плюс к тому палатку и всё необходимое для приготовления вкусной еды. Все это везет лошадь, а вы с другими членами группы просто идете потихоньку по тропинке вверх, пока голова не закружиться. Еще среди туристов популярен рафтинг – спуск на плотах по Инду. Говорят, что местами это очень опасное приключение. Действительно, насколько мы могли наблюдать – течение Инда сильное и вода очень (около 0С) холодная. Река – то с гор течет. Но самым излюбленным видом туризма среди европейцев является путешествие на мотоциклах. Они приезжают в Индию надолго – на несколько месяцев, берут в прокат мотоциклы (150 рублей в день, если на долгий срок) и гоняют на них по горам. Вообще, все туристы, с которыми мы общались, приезжали в Индию на несколько месяцев. Не было ни одного туриста, которые, как мы, приезжали на такой короткий срок – 1 месяц. Возможности были разные. Кто-то, как Крис из Германии, работал здесь волонтером в гуманитарной организации, кто-то, как Алекс из США, бросил работу, чтобы пол года путешествовать, кто-то, как Сильвия из Франции, специально устроилась на низкооплачиваемую работу сиделки, чтобы иметь возможность подолгу путешествовать по Индии. Европейцы, как и австралийцы и др. туристы здесь расслабляются и живут в свое удовольствие, потому, что жить здесь приятно и безмятежно и по европейским меркам дешево. Можно прекрасно жить и путешествовать на 10$ в сутки. Население Ладакха, столицей которого является Ле, очень доброжелательное, мирное, потому, что они в основном буддисты. Здесь можно чувствовать себя в безопасности, чего нельзя сказать о мусульманском западе и столице этого же штата Джамму & Кашмир, городе Сринагар.

Хочу отдельное слово сказать о знакомствах. Нигде люди так не радуются встрече и так легко не вступают в разговор, как во время путешествия. Столько много общих тем: а где выбыли, что видели, как вам местная кухня, согласитесь, что местное население похоже на монголов, что вы думаете о буддистских монахах и.д. Если бы ко мне здесь, в Петербурге на улице подошел какой-нибудь немец или англичанин, то я бы вежливо ответила на его вопрос и пошла бы себе дальше по делам, и уж мне было бы совсем не интересно узнать, кто его родители, что он ест обычно на завтрак, и видел ли он когда-нибудь живого нильского крокодила и какие велосипедные клубы есть в городе, где он живет. Но здесь, за границей, все по-другому. Может быть, это из-за праздности или еще потому, что всех объединяет общий статус и общая цель – путешествия и желание узнать мир.

Но вернемся к нашему повествованию. Вот мы в Ле. Не без труда (хотя отелей там много, но и туристов тоже много) сняли комнату в отеле за 150 рупий (100 руб.) на троих, поужинали в местном ресторане и легли спать.

16.09.03– Ле– Спиток ( Spitok)– Базго ( Basgo)– Ле

На следующее утро встали поздно, долго возились с велосипедами, затем пошли на завтрак в тот же ресторан. Очень долго ждали овсяную кашу и омлет. Было такое ощущение, что геркулес ещё рос на полях, а курица еще не снеслась. Но вот мы поели, и тут Надя нам сообщает, что мы должны ехать в монастырь Базго, который находиться в 50 км от Ле, а по пути надо посетить ещё один очень замечательный монастырь в горах. А время 12 часов, в 19.00 уже совсем темно и путь наш лежит через горы. Там везде горы – Гималаи. Перспектива ехать в кромешной тьме по серпантину меня не радовала, но я ничего не сказала, т.к. ехать надо было– монастырь действительно стоящий, а на завтра у нас были другие планы. На осмотр монастыря Спитак, тоже очень интересного и там тоже были буддистские монахи, как и во всех других монастырях, ушло 1,5 часа.

Едем дальше. Дорога плавно идет вверх, 26 км.– все время вверх. Жарко, + 26С. Очень хочется пить, а пить нечего, у нас только 0,5 л. кока-колы на троих. Особенно тяжко было отстающему, т.к. он был в зависимости от того, подождут ли его впереди едущие товарищи, и останется ли ему глоточек колы. А отстающей, как всегда, была я. После этого случая я очень ревностно относилась к запасам жидкости, и у меня всегда было с собой 2-2,5 литра фирменного напитка – вода + кола – он и жажду утоляет, и энергию дает.

Вдруг внезапно, как это всегда и бывает, дорога делает крутой поворот, выходит на серпантин (до этого путь шел по долине), и начинается резкий спуск.

В монастырь мы прибыли, когда уже начало темнеть. Монастырь тысячелетней давности, полуразрушенный, но действующий, производит грандиозное впечатление по своим размерам и местоположению – на краю скалы.

Во второй половине дня, ближе к вечеру, доезжаем до Базго. Монастырь возвышается на горе, смотрится как крепость. Да, почему только смотрится? Мы и видим вначале крепость.
Как правило, рядом с гонпами в 10-17 веках на караванных тропах, ведущих к Шелковому пути, строились настоящие крепости на скалистых хребтах. Крепость 15 в. Басго, безуспешно осаждавшаяся тибетцами и спасенная армией Моголов. По крутой извилистой дороге медленно въезжаем наверх. В стенах укрепления находится храм Майтреи (Чамба лхакханг). Здесь находится епархия "красношапочной" школы рупа, доминирующей в Бутане. Гонпами (в некоторых источниках - гомпами) называются тибетские монастыри.

Навстречу нам выходит монах, совсем мальчишка. Улыбается, приглашает зайти вовнутрь. Внутри храм роскошно изукрашен фресками, посредине мы видим фигуру Майтреи, размеры которого внушают уважение, 7,5 метров. Фотографируем, но на фотографии не так наглядно получается. Мы, не особо продвинутые в буддизме, вначале удивились, почему будущий Будда. Но потом узнали, что грядущий Будда, Майтрейя, согласно тибетским возрениям должен появиться на Западе. Он горячо почитаем в Ладакхе, его статуи находятся во многих местных монастырях. Монах-мальчишка с любопытством смотрит на мой шлем. С улыбкой поясняю ему почему я езжу на велосипеде в шлеме. Он кивает, что понимает и просит примерить. Не жалко, даю примерить. Выходим из стен храма. Монаха-мальчишку вконец одолевает любопытство. Он подходит к велосипедам. Я зазевалась, фотографируя пейзаж, не обратила внимание на этот момент. Слышу уже Юлин поспешный ответ мальчишке: "Не, не, мой плохой. Вот этот получше". И вижу, что монах уже оседлал мой велосипед, на который указала Юля. Сердце екнуло, когда мальчишку слегка качнуло на моем Corratece, приблизив к пропасти (явно ему не по размеру моя 19-дюймовая рама, да и одеяние монашеское никак не приспособлено для велоезды), но все нормально, удержался. Но Юле все-таки собираюсь припомнить ее эгоистичный "дипломатический прием". Монах-мальчишка удачно развернулся, едет обратно. В глазах - восторг, вдали от суеты мирской давненько наверное не катался на велосипеде. Тепло прощаемся с ним. Спускаемся с горы.

Обратно ехали в полной темноте. Я забыла свой задний фонарь, а без него впереди едущего велосипедиста совсем не видно, пока на него не наткнешься, и сказала ребятам, что остановлюсь на ночь в ближайшем селении и рано утром поеду в Ле. Но судьба нам предложила другой вариант в виде грузовика с яблоками, хозяин которого добровольно вызвался подвезти нас до Ле и no many. Мы конечно, сразу согласились. Велосипеды – в кузов, сами – в кабину. В кабине уже было трое человек – хозяин груза, мусульманин по внешнему виду и имени (Махмуд или Мустафа, точно не помню), водитель, и еще один некто. Хозяин все время улыбался и спрашивал нас "Аre you happy?". Но дальнейшего разговора не получилось, т.к. он больше ничего не знал по-английски, а мы на его родном языке могли произнести только "Здравствуйте" и "Спасибо". (Причем Надя и Костя каждый купили по несколько разговорников на Хинди, почти все свободное время проводили за их и изучением, но почему-то дальше этих двух слов дело не пошло) И вот мы едем. Едем очень медленно, не более 10 км в час – грузовик перегружен и подъем крутой. Кстати, я вспомнила еще один стишок со щита на дороге "There are three enemies on the road: Liqueur, speed & overload" (Есть три врага на дороге – ликер, скорость и перегрузка). Так вот, наш грузовик имел очень большую overload и потому еле полз. Вдруг машина совсем останавливается, и хозяин яблок любезно предлагает нам виски. Мы активно мотаем головами в знак отказа. Тогда он наливает стаканчик грамм эдак 150-200 и протягивает его водителю. Тот энергично выпивает и давит на газ. Тронулись.

Тут водитель затягивает во все горло какую-то заунывную песню, от которой кровь стынет в жилах. А кругом тьма кромешная, хоть глаз коли, под колесами пропасть, и слепящие встречные машины, с которыми, как я уже говорила, очень сложно разъехаться. Вот оно: "After whisky driving risky". Уж не помню, как и доехали.

Далее в наши планы входило пересечь самый высокогорный автомобильный перевал в мире Кардунг-Ла -5600м (он лежал далее на север, в противоположную сторону от нашего будущего маршрута Ле – Манали) и спуститься в плодородную и теплую долину реки Нубра (там растут даже абрикосы), и там посетить селение Дискит, где можно было покататься на верблюдах. На все отводилось три дня. Поход не планировался как автономный, т.е. без палаток и спальников – только теплые вещи и еда на перекус. Так как это зона усиленного военного контроля, то для посещения ее требовались пермиты – специальные разрешения. (За Дискит иностранным туристам вообще запрещено проходить).

Продолжение истории - здесь.

Tags: india, Азия, Гималаи, Индия, Ладакх, Ле, Лех, велопутешествия, воспоминания о прошлом, путешествия

promo travelnad may 30, 2015 23:01 1
Новость о назначении Саакашвили губернатором Одесской области меня всколыхнула хотя я человек далекий от политики, а уж в сегодняшних делах с Украиной понимаю все меньше и меньше. Друзья есть и на той, и на этой стороне. И кто что говорит. А я - пацифист, я не хочу никаких войн. Я не смотрю…