travelnad (travelnad) wrote,
travelnad
travelnad

Category:

Загадка абомейского кувшина и все ли стены в Абомее замешены на человеческой крови?

Колонизаторы, захватывая африканские земли, нуждались в объяснении своих "подвигов" и им выгодно было представлять местное население "нецивилизованными дикарями", "жестокими варварами", и рядом не стоявшими со "сверхцивилизованными" европейцами. Завоеватели даже создавали легенды. Вот, например, якобы все стены в Абомее ставились на человеческой крови, а жертвоприношения на разных церемониях исчислялись не десятками, не сотнями, а тысячами ни в чем не повинных людей. Так ли это?

Абомей и ныне здравствующий город, возникший в XVII в. и бывший столицей древнего королевства Данхоме (Дагомеи). Фрагменты его дворцового комплекса и древних построек, дожившие до наших дней, поражают своим масштабом. Почти на 40 гектар растянулась площадь королевских владений. Дворцы строились из подручного материала - глины, и время, войны, пожары уничтожили большинство построек. Остались лишь дворцы королей Глеле и Гезо. Глеле (1858-1889) пришел на трон в Данхоме после короля Гезо (1818-1858). Сейчас сюда водят экскурсии, рассказывают ужасы жестокой абомейской цивилизации. Или не рассказывают...

Наверное, зависит от гида. Так, автор книги "Загадка абомейского кувшина" бродил по древним дворцовым постройкам с хранителем музея, являвшимся потомком королей Данхоме и Н. Баратов не рисует особо кровавые картины прошлого абомейского царства, хотя и не боготворит при этом королей Абомеи.






"Глина, из которой сделаны стены джехо, была замешана на человеческой крови,

пальмовом масле и спирте, в нее добавили жемчуг, золотую пыль, каури и драгоценные ткани, порезанные на мелкие кусочки, - сказал хранитель музея. - Строительство этого храма дало рождение легенде, что будто бы все стены в Абомее ставлены на крови. Но авторами этой легенды были не африканцы, а пришельцы из Европы.

В голосу хранителя музея зазвучала почти страсть:

- Да, нравы той эпохи были жестоки, но, как известно из истории, и нравы, царившие при дворах Европы, тоже не отличались гуманностью. Да, в ходе ежегодных ритуальных праздников приносились человеческие жертвы, но европейские купцы и офицеры, приезжавшие в Абомей, забывали упомянуть, что те, кому королевский палач отрубал голову, были осуж-денные на смерть преступники и было их несколько десятков, а не сотен и тысяч, как писали чужеземцы.

Легенда о кровожадности абомейских королей пригодилась колонизаторам как оправдание, когда они пришли на землю Данхоме огнем и мечом насаждать свою «цивилизацию». Во французских газетах того времени много писали о том, что наконец-то на землю «дикарей» и «варваров» пришла «цивилизация».
"

Буквально название Абомей означает "город за стенами". Действительно, когда-то внутри этих построек жил целый город, состоящий из дворцов и святилищ. Город почти с 10-тысячным населением. В основном, женском. Дело в том, что короли очень боялись переворотов и согласно обычаям прислуживать королю могли исключительно женщины. Даже министры не могли также находиться во дворце, но  вопросы-то решать надо. И при короле находились их заместители женского пола, власть которых была почти такой же как и у самих министров.

Жены короля - "ахоси" находились в привилегированном положении среди других женщин дворца. "Кпоси", или "жены пантеры", занимали главенствующее положение. Другие жены распределяли свои обязанности. Одни из них занимались готовкой пищи для короля. Другие - подавали воду за обедом. Третьи - ухаживали за королем в случае болезни. И т.п. Правом быть наследниками обладали только дети "жен пантеры". Пантера - тотемическое животное королей Абомея.

При царе Агаджи была сформирована целая армия амазонок, численностью в несколько тысяч вооруженных дротиками и мушкетами женщин. Особенно многочисленной она стала при короле Глеле, в ее рядах насчитывалось 6000 бесстрашных женщин, готовых воевать беспощадно с врагами. Часто именно отряды амазонок давали отпор колонизаторам, и легенды о смело воевавших женщинах, вооруженных дротиками и кремневыми ружьями против пушек европейцев, уходили в Европу с теми немногими, кто сумел увернуться от праведного гнева этих женщин.

Во дворце Глеле есть двор "ахоси", посреди которого стоит круглая хижина, покрытая пальмовыми листьями.

"Под этой хижиной находится могила 41 жены короля Глеле, последовавших за своим супругом и в смерти, - говорит наш гид и, откинув назад голову и прикрыв глаза, бесстрастно продолжает:  "Было это в конце декабря 1889 года. В нескольких шагах от могилы короля построили большую подземную комнату, украсили ее дорогими тканями. В ней установили 41 ложе для жен короля, добровольно пожелавших умереть вместе с Глеле. Перед тем как закрыть эту громадную могилу землей, женщинам дали выпить сильно действующий яд, и они уснули вечным сном."

Число 41 у адептов культа вуду -  мистическое, главное число.

Интересен рассказ по название которого и дано название книге - "Загадка абомейского кувшина". Он о правителе Гезо, при котором Данхоме достигло своего могущества и расцвета. До прихода Гезо к власти основной доход государству шел от работорговли - продавали захваченных в военных походах пленников. Гезо перестроил экономику страны, так как основной доход стала приносить торговля пальмовым маслом. Он также поощрял развитие земледелия, поощрял крестьян активно выращивать не только масличные пальмы. но и другие культуры - кукурузу, маниок, томаты, бананы, просо и др. Во времена его правления были созданы налоговая, админстративная, юридическая системы. При нем же создается впервые регулярная армия. Она состояла из "софлиматас" - солдат, объединенных в полки по 800 человек и амазонок, образующих бригады по 1000 человек в каждой. "Софлиматас" ставились на флангах, амазонки - в центре. "Фишкой" ведения боя у абомейской армии было совершать неожиданные молниеносные атаки на рассвете и, несмотря на наличие огнестрельного оружия, переходить к жестокому рукопашному бою - ибо поражение противника на расстоянии недостойно для храброго воина.

Гезо ценил свою армию и понимал, что иногда нужно и отступать, а не вести бессмысленный бой. При этом, отступавшие воины рассыпали позади себя сокровища и деньги того времени - жемчужины, ракушки каури, прочие ценности. Эта тактика задерживала врага и солдаты армеи Гезо спасались. Согласно обычаю, ни один житель свободного Данхоме не должен быть продан в рабство. И однажды Гезо истратил чуть ли не всю казну государства, чтобы выкупить захваченных в плен врагами абомейских солдат.

Царились и жестокости при дворе короля Гезо. Об этом тоже вспоминают. Но "людская память такова, что удерживает хорошее и выбрасывает как ненужное, лишнее плохое, а из прошлого выбирает только то, что дает ростки в будущем." О Гезо Великом бенинцы чаще вспоминают как о дальновидном политике и мудром правителе.

До сих пор, с тех времен, сохранился обычай - в честь рождения ребенка родители новорожденного сажают дерево масличной пальмы.

А еще жива легенда о кувшине короля Гезо.

Как-то раз в тяжелое для страны время король Гезо собрал своих приближенных и загадал им трудную загадку. Он дал им глиняный кувшин,продырявленный во многих местах, и приказал наполнить его водой. Ничего, конечно, не получилось, и министры начали дрожать, опасаясь гнева скорого на расправу короля.

И тогда Гезо сказал: "А теперь протяните все разом руки, заткните отверстия и наполните сосуд. Когда в стране нет единства, она похожа На такой дырявый кувшин. Надо, чтобы народ не терял бдительности, и тогда силы страны не иссякнут".


Легенда стала широко известной далеко за пределами Бенина. В 50-е гг. XX в. была создана Федерация африканских студентов, обучавшихся во Франции. Кувшин Гезо был их эмблемой, символ единства и сплоченности африканцев в борьбе за национальное освобождение.
Tags: Африка, Бенин, книги, книги о путешествиях и путешественниках, традиции и обычаи народов
Subscribe

Posts from This Journal “Африка” Tag

promo travelnad may 30, 2015 23:01 1
Buy for 70 tokens
Новость о назначении Саакашвили губернатором Одесской области меня всколыхнула хотя я человек далекий от политики, а уж в сегодняшних делах с Украиной понимаю все меньше и меньше. Друзья есть и на той, и на этой стороне. И кто что говорит. А я - пацифист, я не хочу никаких войн. Я не смотрю…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment