travelnad (travelnad) wrote,
travelnad
travelnad

Categories:

Теперь я кое-что знаю о Бенине! Спасибо за интересную книгу Николаю Баратову

Что мне известно о Бенине?

Что я вообще знаю об Африке? Кое-что знаю конечно, вернувшись три недели назад из нашего автостопного путешествия по Кении и Уганде.






А в Бенине я не бывала никогда. И от Кении с Угандой эта страна далеко. Признаться,

где находится Бенин я имела до недавнего времени весьма смутное представление. Теперь же я знаю расположение всех стран в Африке. Скажи мне "Гана", скажи мне "Эритрея" или "Камерун" или назови любую другую из стран Африканского континента - я ткну в карту безошибочно указав где находится любая из африканских стран. Помогло мне изучить так карту Африки одно приложение, которое я установила на свой андроид. И пока путешествовала по Кении, в случавшиеся иногда минуты ожидания, я полюбила "играть в Африку" на своем телефоне.

Пользуясь нехитрой программкой я хорошо запомнила, что Бенин - небольшое государство в Западной Африке со столицей Порто-Ново, похожа страна эта своими очертаниями на поднятую руку с пальцами, сжатыми в кулак. Находится Бенин на берегу Гвинейского залива. С запада страна граничит с еще более крошечным государством Того, на севере - с Нигером и Буркина-Фасо, на востоке - с Нигерией. Что еще я знала о Бенине? Мммм... Где-то там же, в Западной Африке, до сих пор существует культ вуду?.. Но слышен звон, а не знаешь где он. Глубоко не копая эту тему, я не была уверена про Бенин ли говорят, когда упоминают загадочную религию вуду.

А тут, в Добрянке, после приезда из Африки, сходила я в библиотеку, порылась там в книгах. Целенаправленно искала что-нибудь про недавно покинутый мною Черный Континент. И выудила из библиотечных фондов два "алмаза". Одна из этих книг оказалась про Бенин. Про другую интересную книгу я рассказываю отдельно.

Итак, книга Николая Баратова "Загадка абомейского кувшина". В аннотации сказано: "В книге советского журналиста, проработавшего в странах Западной Африки более пяти лет, рассказывается о Народной Республике Бенин. Это небольшое африканское государство, расположенное на побережье Гвинейского залива. В живой, образной форме автор повествует о богатом культурном и историческом прошлом страны, о традициях и обычаях населяющих ее народностей, о стремлении независимого Бенина к новой жизни."  Написано достаточно сухо и немного отпугивающе звучит последняя фраза - "о стремлении независимого Бенина к новой жизни"... Ну ладно, что ж взять? Книга советская, 1982 года издания. Главное, чтобы не слишком много политики и рассуждений "о братской дружбе между советским и бенинским народом". Ну-ну, заглянем внутрь...




Я сунула нос в книгу, которая тотчас же обдала меня запахом, характерным для старых книг. Но не все старые книги пахнут одинаково. Запах зависит и от содержания книги. Полистав немного я поняла: "Оно! То, что надо. Хочу почитать эту книгу!". Книга состоит из множества рассказов, заметок о жизни в Бенине, об обычаях народностей, проживающих в этой стране. Она написана живым языком, со множеством диалогов. Запах обычной старой книги в ней смешивался с запахом песчаной пыли, задуваемом в саванны Бенина из Сахары ветром харматтаном...

В предисловии автор пишет: "В нашем доме было хорошо слышно, как за тонкой полоской пальм ворочается в темноте океан. Через равные промежутки по окнам пробегал голубой луч портового маяка, надрываясь трещали цикады, и изредка рядом с домом, всегда с одной и той же стороны, раздавался странный хриплый звук "куык-куы-ык". Никто не мог догадаться, что это такое, ни Амаду, наш ночной сторож, ни собравшийся по этому поводу консилиум всех окрестных ночных сторожей. Я так и не узнал, кто же подпевал цикадам на нашей улице, хотя и прожил на ней не один год. Если бы это была единственная тайна Африки, так и оставшаяся для меня не раскрытой!.. Пять лет, три месяца и семнадцать дней провел я в Африке. С этой улицы на окраине Котону я уезжал на север - в Нигер и Верхнюю Вольту, на восток - в Нигерию, Чад, на запад - в Того, Гану, Берег Слоновой Кости, в партизанские тогда еще леса Гвинеи-Бисау, в другие страны. Меня не раз спрашивали, какая же из них запомнилась больше? Я могу ответить - Народная Республика Бенин."

...Когда-то на этой земле было много разных государств. Одно из самых известных - Данхома.

Кратчайшая история страны в хронологическом порядке.

С древности на севере страны проживало племя гурма, которых затем оттеснило племя барба, пришедшее с территории современной Нигерии. На юге страны жили племена фон и аджа.

XV в. - на побережье нынешнего Бенина появились португальцы. В последующие пару веков активно строятся форты и фактории французских, голландских, английских купцов и работорговцев.

XVII в. - побережье, где сейчас находится Бенин и соседние страны называется все чаще "Невольничий берег", европейцы превратили это место в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья - Невольничий берег).

Н. Баратов пишет об этом периоде: "Поскольку в те жестокие времена все коммерсанты в Африке были немного пиратами, все пираты - немного коммерсантами, но и те и другие - работорговцами, на Подветренном, или, как его вскоре стали называть, Невольничьем, Берегу очень быстро выросли торговые фактории, а вернее, укрепленные форты, под прикрытием которых пышно расцвела тогда торговля "эбеновым деревом" - так тогда называли африканских рабов." Еще одно название имело это место - "Могила белого человека", так как все же сопротивление "охотникам за людьми" местное население оказывало, метая копья и отравленные стрелы в непрошенных гостей. К тому же желтую лихорадку, малярию, дизентерию никто не отменял - она тоже косила рядами европейцев. В английской матросской песенке того времени пелось: "Берегись и опасайся залива Бенин, мало кто из него выходит, хотя входят многие".

XVII в. - здесь возникает государство Данхома. Его население занималось в основном мотыжным земледелием. Общественный строй -  переходный от первобытнообщинного к феодальному, с элементами рабовладельческого.

XVIII в. - сер. XIX в. правители Данхомы богатеют на работорговле. Ежегодно европейским купцам продавалось примерно 20 тыс. рабов. В середине XIX в. работорговля становится незаконным "бизнесом", но, хоть и вяло, продолжается.

1893г. - Данхома становится владением Франции. Король Беханзин был последним королем свободного Данхоме. Но после долгой борьбы он был вынужден сдаться. Французы переиначивают название на свой лад, называя страну Дагомеей.

1904г. - территория современного Бенина включена в состав Французской Западной Африки как колония - Французская Дагомея. Французские колонизаторы стали создавать промышленные предприятия (мыловаренные, швейные и др.), строить железные и шоссейные дороги.

Кстати, о границах стран. Бенина, и не только. Колонизаторы, словно острым мачете, в свое время грубо, по-живому, разделяя на части единые веками до этого народности, уподобляясь злому мяснику, кромсали африканский материк - вот откуда в границах многих стран преобладают прямые линии. Также и Дагомея. В этнографическом смысле она напоминает кусок слоеного пирога, отрезанного вдоль меридиана - в этой небольшой стране смешались более 60 народов и народностей, людей с различными культурными традициями и говорящих на языках разных языковых групп. В 70-е гг. прошлого века в Бенине радиопередачи велись на 18 местных языках!..

1946г. - Дагомея получила статус заморской территории Франции.

1958 г. - автономная Республика Дагомея в составе Французского Сообщества. Рассматривавшаяся некоторое время идея о вхождении Дагомеи в состав планировавшейся тогда и существовавшей в 1959-1960 гг. Федерации Мали (Мали и Сенегал) реализована не была.

Интересно, что страна давно была под протекторатом Франции, а некоторые форты оставались португальскими. Так, форт Иоанна Крестителя, в Виде (сейчас в русскоязычной транслитерации чаще этот город называют Уиде) даже в 60-е гг. прошлого века продолжал существовать как португальское владение. Н. Баратов в книге рассказывает историю как в 1961 г. местные власти предложили коменданту форта решить вопрос о дальнейшем статусе этого колониального анклава - превратить его в туристический объект или в португальское консульство. Комендант не захотел принять это разумное предложение и сбегает, предварительно устроив большой пожар. И, что самое комичное, после еще Португалия обращается в ООН с жалобой на Дагомею: почему и за что нас выгнали.

1960г. - провозглашено независимое государство Республика Дагомея. Первый президентом независимой Дагомеи - Мага Кутуку Юбер установил фактически личную диктатуру. В стране каждые три-четыре года - в 1963, 1965, 1969, 1972гг. - происходят переворот за переворотом.

1975г. - страна переименована в Народную Республику Бенин, по имени древней высокоразвитой цивилизации Бенин, которая когда-то существовала на этой территории Африки.

1983г. - в этом году все население страны в возрасте от 15 до 40 лет зачисляются в Организацию революционной молодёжи (кстати, средняя продолжительность жизни в стране тогда составляла 43 года).


Молодость Бенина. Фото Н.Баратова

1990г. - коммунистический лидер страны Кереку отрекается от марксистских принципов, из официального наименования страны убрал слово «Народная». С этого года страна называется - Республика Бенин.

Получается, что автор книги "Загадка абомейского кувшина", Николай Баратов был там в самые революционные годы, когда страной руководил коммунист Кереку, и, понятно, что Бенин равнялся на СССР в своей борьбе за независимость. Или даже немного раньше, во времена этих военных переворотов... Отыскала тут его статью в журнале "Вокруг Света" за 1974г. "В королевстве бариба".

У советского журналиста Н. Баратова в Бенине был друг Макс - молодой учитель. Николай часто бывал у него в разных местах страны, так как профессия учителя не давало в Бенине возможности засиживаться на одном месте - то тут, то там открывались новые школы, нужно было передавать опыт. Макс приглашал часто Николая в гости - "Во время совместных путешествий Макс был просто незаменимым спутником, прежде всего потому, что он в масштабах своей страны настоящий полиглот. Он хорошо знал шесть или семь местных языков, а объясниться мог еще на добром десятке. Кроме того, мы всегда и везде заходили к бесчисленным родственникам и друзьям Макса, и благодаря ему чужие городки и деревни вдруг населялись для меня знакомыми конкретными людьми. Встречая своего советского друга в новом месте Макс всегда знакомил его первым делом со своим окружением - "Что поделаешь, гостя полагается показать старейшинам, местной власти, соседям, друзьям. Поначалу я досадовал на эти протокольные визиты, которые считал бесполезной тратой времени. Но потом понял, что в деревенской замкнутой общине это просто необходимо. Люди хотят знать, кто ты и с чем пришел, тем более, что белый цвет кожи не лучший пропуск в бенинскую деревню, где для многих он ассоциируется прежде всего с колониальным прошлым. Помню, мне было всегда неловко, когда Макс, представляя меня, обязательно добавлял: "Он - революционер!" Очень высокое это слово... Но краснел я зря, потому что для бенинского крестьянина слово "революционер" стало в последние годы синонимом слова "друг".

На самом деле, местные жители в те годы недалеко ушли от верований в добрых и злых духов, верили силам природы и словам шаманов. Об этом много рассказов в книге. Правда, Н. Баратов, описывая случаи "чудесных исцелений" и т.п. не забывает ставить кавычки, относясь ко всему с изрядной долей скептицизма. Мне вот интересно, всегда ли здравым скептицизмом объясняются его добрые усмешки в адрес местных шаманов и врачевателей? Или объясняется критика автора тем, что советская цензура не пропустила бы многие вещи, описанные так, как они реально имели место быть...

И все же... Приведу отрывок из рассказа "Рецепты бабушки Аджави" в книге:

"Сейчас, прогуливаясь с Суле по рынку Порто-Ново, я видел их лекарства и «инструменты». Кавычки поставлены не случайно, как еще назовешь все эти змеиные и кошачьи черепа, шкурки каких-то диковин-ных зверюшек, амулеты и обереги, или, как их здесь называют, гри-гри, из кожи, проволоки, слоновьего волоса?

Я охотно допускаю, что амулет может принести своему владельцу какую-то пользу, например придать уверенность человеку, верящему в него, ведь метод самовнушения используется в современной психотерапии. Но когда видишь выложенные в рядок на земле полсотни оберегов «от дурного глаза» или приворотных гри-гри, с помощью которых, как утверждают продавцы, можно очаровать любую красавицу, это приводит к мысли о шарлатанстве не в африканском, а в привычном для нас смысле.

-Послушай, Суле, а тебе не кажется, что подобное коммерческое обилие, вся эта выставка-продажа амулетов могут подорвать веру в их силу? — спросил я.

Но Суле так не считал.

- Дело не в амулете, - сказал он, - а в сопровождающей его вручение церемонии.
- Так здесь продаются полуфабрикаты? — подковырнул я своего приятеля, желая его раззадорить. -А смазливые девицы, которые крутятся вокруг тебя на радио,-результат действия какого-нибудь приворотного григри?
- Причем здесь гри-гри?-рассердился Суле. Его, похоже, раздражало мое неверие, но не в силу отечественных колдунов, а в его достоинства сердцееда. - Ничего-ничего, поживешь несколько лет в Африке, посмотрим, как ты заговоришь. Есть, знаешь, такая поговорка: «Пересеки реку, прежде чем говорить плохое о крокодиле…»

Суле был прав, африканский опыт и встречи с бенинскими «колдунами» и «знахарями» поубавили мой скептицизм."


Хотелось бы пообщаться мне с автором книги, порасспрашивать его о том, что же такое он увидел, что "поубавило его скептицизм". А слово "вуду" видимо было под цензурой в советской публицистике. По-крайней мере я не встретила ни разу упоминания - многие вещи не называются своими именами, но читаются легко между строк. Еще больше хотелось бы мне самой побывать в сегодняшнем Бенине, узнать, что там осталось настоящего, без фарса и лоска для туристов. Осталось ли? Ведь пот меня прошибает, когда автор книги пишет о многих церемониях, называя их "аттракционами для туристов". Напоминаю, книга издана в 1982 году! Уж если даже в те годы Бенин был наводнен туристами, развращавшими культуру, традиции местных людей, то что там сейчас... Или еще не совсем поздно побывать в Бенине?

В следующих нескольких постах я перескажу те истории из книги, с вкраплениями цитат (стиль автора мне очень нравится!), которые показались мне особенно интересными. Ведь книгу пора возвращать в библиотеку. Поэтому делаю эти посты с названием "Что теперь я знаю о Бенине" в первую очередь для себя. Если кому покажутся заметки интересными, то я буду рада. Если есть что добавить от себя, поделиться своим опытом - пишите комментарии.

Черный материк покорил мое сердце! И, конечно, не хочется ограничиваться одним только путешествием по двум странам Восточной Африки -  Кении и Уганде. Надеюсь, что карты (географические) лягут так, что я еще вернусь в Африку.

Tags: Африка, Бенин, книги, книги о путешествиях и путешественниках
Subscribe

Posts from This Journal “Африка” Tag

promo travelnad may 30, 2015 23:01 1
Buy for 70 tokens
Новость о назначении Саакашвили губернатором Одесской области меня всколыхнула хотя я человек далекий от политики, а уж в сегодняшних делах с Украиной понимаю все меньше и меньше. Друзья есть и на той, и на этой стороне. И кто что говорит. А я - пацифист, я не хочу никаких войн. Я не смотрю…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment